450005, г. Уфа,
ул. 50-летия Октября, 16/1
(347) 246-32-18
UFA.DSP3@doctorrb.ru

Диспансеризация населения

Диспансеризация является национальным достижением советской и российской медицины. Кстати, на Западе этот термин не используется, там подобные обследования называются скринингом.
Основу диспансеризации составляет диспансерный метод, который заключается в постоянном медицинском наблюдении за лицами, состоящими на учете, осуществлении по отношению к ним мер индивидуальной и общественной профилактики.. С помощью диспансерного метода осуществляется синтез лечебного и профилактического принципов в медицине.

Организация стоматологической диспансеризации у детей.

Стоматологическая диспансеризация строится на основе санации полости рта, устранений сопутствующих заболеваний, профилактической работы в организованных детских коллективах - яслях, детских садах, школах, гимназиях и др., разработки рекомендаций по рациональному питанию, индивидуальной профилактики и динамического наблюдения за пациентами.

В проведении стоматологической диспансеризации детей выделяют три основные фазы.

В первой фазе диспансеризации проводятся персональный учет каждого ребенка, дообследование в данном или другом лечебном учреждении, определяют очередность осмотров, оценивают состояние здоровья каждого ребенка и устанавливают группу диспансерного наблюдения.

Различают 3 диспансерные группы наблюдения детей:

1-я группа - здоровые дети, у которых не выявлено какой-либо патологии зубов и слизистой оболочки полости рта; 2-я группа - практически здоровые лица, имеющие в анамнезе какое-либо острое или хроническое заболевание, не сказывающееся на функции жизненно важных органов;  3-я группа - дети с хроническими заболеваниями при компенсированном, суб- и декомпенсированном их течении.

Во второй фазе диспансеризации формируются контингенты по группам наблюдения, определяются единые критерии непрерывности и этапности наблюдения, рационально распределяются диспансерные больные между врачами, удовлетворяются потребности диспансеризуемых контингентов в амбулаторном и стационарном лечении.

Задачи третьей фазы - определение характера и частоты динамического наблюдения за каждым ребенком, коррекция диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с изменением в состоянии здоровья, оценка эффективности диспансерного наблюдения.

Отбор   стоматологических   больных, нуждающихся в диспансерном наблюдении, проводят при профилактических осмотрах (предварительные,    периодические,    целевые, обращения пациентов в стоматологические   поликлиники,   отделения и т.д.). Его ведут все стоматологи независимо   от   профиля   и   места приема пациентов. При наличии у ребенка  серьезной соматической   патологии ведущим специалистом в лечении становится  педиатр,  хирург  и другой врач.. Диспансеризация детей с хирургическими заболеваниями ЧЛО не отличается от системы диспансеризации детского населения у стоматолога-терапевта. Основным    подразделением    диспансерного наблюдения этой группы детей является хирургический кабинет детской  стоматологической поликлиники, республиканская  детская многопрофильная клиническая больница, где имеется отделение для лечения детей с патологией ЧЛО. Необходимо знать, что диспансерное     наблюдение     объединяет профилактические и лечебные мероприятия, характер,  продолжительность и направленность которых зависят  от  распространенности  и степени тяжести болезни. Диспансеризация -  наиболее эффективная и действенная система, обеспечивающая предупреждение и раннее выявление заболеваний, лечение и динамическое наблюдение с целью предупреждения рецидивов, регламентацию  этапов  реабилитационных мероприятий на весь период   детского   возраста.    Будучи действенной, эта система позволяет сохранить  оптимальный уровень здоровья  ребенка,   снизить  "груз" инвалидности  пациента,   наиболее эффективно    обеспечить    медико-социальный   результат   комплексной  специализированной   помощи ребенку.  

Перечень нозологических форм заболеваний, обязательных для диспансерного наблюдения и лечения в системе детской стоматологии:

1)      врожденные и наследственные пороки развития мягких тканей лица и шеи, челюстных костей и костей лицевого скелета: врожденные пороки развития верхней губы и неба, синдромы лица, включающие расщелины губы и неба и без них. Дисплазии сосудистых тканей: ангиодисплазии - гемангиома, венозные дисплазии, артериовенозные свищи, лимфангиомы, нейрофиброматоз (I тип). Дисплазии костной ткани: фиброзная дисплазия, синдром Олбрайта, херувизм;

2)      опухоли мягких тканей и костей лицевого черепа: папилломы, фибромы, миомы, фибромы костей лица (все морфологические варианты), остеокластомы, амелобластомы, опухоли слюнных желез;

3)      острые и хронические остеомиелиты любой этиологии (одонтогенные, гематогенные, травматические);

4)      заболевания слюнных желез;

5)      заболевания ВНЧС: функциональные (дистензионные) и первично-костные;

6)      травмы зубов (переломы, полные вывихи), мягких тканей, ВНЧС, переломы нижней и верхней челюсти, других костей лица;

7)      дефекты и деформации костей лицевого черепа любой этиологии: врожденные, приобретенные (после воспалений и травм костей лица и челюстных костей);

8)      множественный кариес, некариозные заболевания твердых тканей зубов, болезни пародонта, хронические заболевания слизистой оболочки полости рта.

Соответственно особенностям этиологии, клинического проявления и лечения формируется группа специалистов, которая определяет неотложность, этапность, комплексность и последовательность лечебных и реабилитационных мероприятий. Принцип комплексности должен быть применен при лечении любой из перечисленных выше нозологических форм.